Такие прогнозы дает руководство АО «Востсибрыбцентр». Это единственное предприятие в байкальском регионе, занимающееся воспроизводством популяции омуля в озере. С сегодняшнего дня в организации числится 3 человека, остальной штат работников пришлось сократить

Это вынужденная мера, «Востсибрыбцентр» сейчас находится в предбанкротном состоянии. Хотя государство является единственным акционером общества, с предприятием на этот и следующий год Федеральное агентство по рыболовству не заключило государственный контракт на разведение омуля. Сообщает sibirlife.ru

Более того, «Востсибцентр» не получил средства за выполненную в 2015 году работу. Федеральное ведомство в лице Ангаро-Байкальского территориального управления (г. Иркутск) должно заплатить за вылов производителей (самок омуля), выведение молоди и выпуск рыбы в Байкал 19 млн. рублей. По факту же выдали только 5 млн. рублей в качестве аванса.

«Ангаро-Байкальское территориальное управление не организовало должный контроль за выпуском, как раз началась операция «Путина». То количество инспекторов, которые у них имеются, не могли контролировать нас и ход нерестового стада. Они не подписали нам акт выпуска омуля, хотя большинством членов комиссий с других организаций утверждали, что выпуск был», рассказывает Василий Марочканич, и.о. директор АО «Востсибрыбцентр».

Воспроизводством рыбы занимается Большереченский нерестовый завод, расположенный на Большой речке в Посольском сору в Кабанском районе. Здесь искусственным путем воспроизводится популяция придонного глубоководного омуля. Это единственный способ сохранить этот вид эндемика и всего омуля в целом. Потому как самостоятельно восполнить свою численность омуль просто не может, ему не дают это сделать браконьеры. По самым скромным подсчетам ими вылавливается до 80% рыбы, идущей на нерест.

«В Байкале формируются нерестовые косяки омуля, эти косяки подходят к берегу и у берега держатся в устье нерестовых рек. Потом, когда температура в реке и в Байкале примерно сравнивается начинается заход производителей в эти нерестовые реки. Этот косяк очень плотный и у берега он стоит почти месяц и в это время браконьеры успевают его ловить. Практически все нерестовое стадо было выловлено браконьерами в Селенге в 2015 году. И такая же ситуация по данным «Госрыбцентра» по всем нерестовым рекам: это и Баргузин, где воспроизводится популяция баргзинского омуля, и реки Посольского сора. До 1 августа промышленный улов идет, заканчивается 1 августа выходят браконьеры. Вылавливают не маленькими самодельными сетями на маленьких лодочках десяток два себе на пропитание, сейчас это все поставлено на конвейер: мощные катера, моторы, навигаторы, сети», пояснил Михаил Думанов – начальник отдела искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов АО «Востсибрыбцентр»

Браконьерские сети достигают в длину 2 км., они полностью перекрывают ход омулю. Тем временем остановить браконьеров некому. По словам Михаила Думанова, рыбоохрана, которая напрямую подчиняется Ангаро-Байкальскому территориальному управлению, не выполняет своих прямых обязанностей, а скорее наоборот.

«Кто что охраняет, тот то имеет, испокон веков рыбоохрана жила на этой рыбе. Всегда так было. И раньше стояли сети рыбоохраны, не меньше чем браконьерские. Ангаро-Байкальскому территориальному управлению глубоко наплевать на нас, им главное поймать рыбу, продать ее, урвать, как говорится. А мы им мешаем это делать!», посетовал Михаил Думанов.

По словам руководства предприятия еще несколько лет назад была целенаправленна выстроенная политика уничтожения «Востсибцентра». Финансирование ежегодно сокращалось на несколько миллионов рублей: с 53 млн. рублей в 2010 году до 19 млн. рублей в 2014 году. И финальным актом этой «драмы» стало неподписание акта выпуска омуля, из-за чего завод не может получить деньги за выполненную работу. Тем временем, чтобы нерестовый завод нормально работал в этом году необходимо еще около 13 млн. рублей в год.

У «Востсибрыбцентра» таких заводов было 5. Два из них, из-за невозможности самостоятельно содержать, пришлось сдать в аренду иркутянам, еще 2 завода уже как пару лет находятся на консервации.

Возможно, государство намерено восстановить работу двух последних. По крайней мере, Росрыболовство потребовало безвозмездно передать заводы «Баргузинский» и «Селенгинский» в оперативное управление подведомственному им предприятию «Байкалрыбвод» (г. Иркутск). Хотя нынешнему руководству «Востсибрыбцентра» в это верится с трудом. Заводы забрали, а долги по заработной плате и самих работников заводов оставили «Востсибрыбцентру».

«Мы им подарили два завода, заводы они забрали, а людей они не берут. Они знают, что не лишатся этих специалистов, людям все равно работать в деревне негде. Они там давно живут»,- рассказал Василий Марочканич.

На этих заводах числится 40 человек, еще 38 человек на Большереченском. Долг предприятия по заработной плате составляет 4,5 млн. рублей и эта сумма будет ежемесячно расти. Копятся и другие долги.

Руководство «Востсибрыбцентра» уверено, что предприятие намерено толкают к банкротству. В Арбитражном суде Бурятии уже лежит несколько заявлений от кандидатов на должность конкурсного управляющего. Директор не исключает версию, что завод под кого-то «готовят». Возможно он приглянулся кому-то из местных предпринимателей, занимающихся рыбой.

«Сейчас у нас 59 млн. икры инкубируется, мы ее сейчас выпустим молодь на подращивание и все! Завод надо закрывать, у нас денег нет. Деньги мы не получим. Людям нечем платить будет. Еще 38 человек останутся без работы! Проще мне объявить себя банкротом и все вопросы сразу по зарплате, налогам отпадут. Но я так не могу, погибнет все! Представляете рыболовства не будет на Байкале? Где найдут сотни тысяч млрд. рублей, чтобы все это восстановить? Омуль пропадет, мы Байкал кончим! Там же дисбаланс пойдет!», — негодует Василий Марочканич

Сейчас «Востсибрыбцентр» судится с Росрыболовством, чтобы получить оставшиеся 14 млн рублей. Первое заседание уже состоялось в Москве. Судья предложила сторонам пойти на мировую. Удастся ли сторонами договориться покажет следующее заседание. Оно состоится 19 апреля.

Руководства «Востсибрыбцентра» намерено добиваться полной оплаты выполненной работы. Кроме того, предприятие, чтобы рассчитаться со всеми долгами, намерено продать 2 завода, сдаваемых сейчас в аренду. Но парадокс в том, что на это нужно согласие того же Агентства по рыболовству.

Но даже это не спасет предприятие. Без госзаказа на разведение омуля завод не выживет. В «Востсибрыбцентре» надеются, что в Росрыболовстве поймут всю катастрофичность ситуации и все же выделят квоты на воспроизводство эндемика. Времени осталось немного – до конца лета. Потом уже будет поздно.