Находка тоннелей, напрямую относящихся к легендарному Транссибу, стали итогом многодневной экспедиции членов неформального клуба краеведов Тайшетского краеведческого музея Константина Максименко, Евгения Авходеева, под руководством директора музея Георгия Булыгина в октябре 2015 года. Краеведы обследовали маршрут первоначального Транссиба, построенного в 1898 году, но изменившего местоположение в 1910 году. Во время многодневного похода краеведы обнаружили шесть объектов: два частично разрушились, остальные сохранились практически в первозданном виде. Длина самого большого тоннеля составляет 43 метра, высота пять с половиной, ширина — три метра.

Исследователи намеревались найти и обследовать водопропускные тоннели, возведенные в 1896 году и представляющие собой памятники промышленной архитектуры и историко-культурного наследия. Сооружения были построены из обработанного вручную природного камня итальянскими мастерами. Аналогичные тоннели сохранились на участке Кругобайкальской железной дороги. Маршрут экспедиции разрабатывался с учетом информации, полученной от охотников, которые утверждали, что между Тайшетом и Алзамаем сохранились два водопропускных тоннеля, на одном из них сохранились дата строительства и эмблема министерства путей сообщения дореволюционной России.

Данным находкам краеведы придают особое значение, поскольку большинство жителей района даже не подозревали о существовании объектов тогдашней Среднесибирской железной дороги. В ближайшее время поисковая группа намерена продолжить поиски, поскольку есть предположение о существовании на неисследованном участке других инженерно-технических сооружений конца XIX века. Краеведы уверены, что открытые сооружения должны пройти экспертизу, после чего их внесут в список памятников историко-культурного наследия не только Тайшетского района, но и в целом Иркутской области. Кроме этого, тоннели способны стать опорными пунктами в программе развития туристических маршрутов.

Источник: Байкал Инфо