Нерестовый косяк, как и ранее, растянулся на большом протяжении. В последние дни сентября рыба по-прежнему находилась в пределах Кабанского района. Выше Тресково омуля практически нет.

Наибольшая концентрация отмечена в самом нижнем течении Селенги у Жилино, Колесово. Наибольшей она является лишь для нынешнего вялого нерестового хода, а также в сравнении с более дальними участками реки.

Для проверки наличия нерестовой рыбы в Байкале и в Истокском соре выезжали специалисты. Рыбы там почти не обнаружили. Но по другой информации в Истокском соре рыба есть и ее ловят браконьеры. Но ясно одно – рыба заходит из Байкала в реку.

В Верхней Ангаре рыба фиксируется и ход очень небольшой. По сравнению с прошлогодней картиной в 2-3 раза ниже. Температура воды около 5-7 градусов. Вода охлаждается, когда дует холодный ветер.

— По реке Баргузин ситуация еще хуже. Интенсивность нерестовой миграции крайне низкая. Очень много контрольных «сплавок», которые, вообще, пустые. Самая лучшая за целую неделю — 21-22 экземпляра — была ранним-ранним утром. Днем – практически ничего, — отмечают в «Госрыбцентре».

В общем, нерестовый период проходит нерадостно.

Как и прежде, по Селенге остается в силе прогноз – рыба не поднимется высоко. Лишь частично косяк дойдет до района Татаурово. Конечно, тут может быть и ошибка. Однако жизнь показывает, что чаще всего прогнозы профессионалов «Госрыбцентра» оправдываются.

Все больше информации, что в столице республики ходят и предлагают нерестового омуля. Сбытчики ходят по рынкам, по различным учреждениям. Ходят слухи, что продавцы ходили и предлагали купить омуль даже по Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ. Если такое на самом деле было, то это настоящий беспредел.

У специалистов зреет мысль обратиться к руководству особо охраняемой природной территории «Заповедное Подлеморье» (Баргузинский район), чтобы попросить помощь у группы красноярцев, которые  в зоне национального парка ведут решительную борьбу с браконьерами.

— Сейчас «прибрежник» (популяция омуль – прим.) от Максимихи движется в сторону Баргузина. Местное население активно вылавливает. Может быть, там сил не хватает у рыбоохраны… Или все равно, может быть, местный менталитет есть определенный – где-то сват, брат, вместе росли. Может быть, совместно поработать с этими красноярскими товарищами? Отбросить в сторону ведомственные недоразумения и совместную рабочую группу с ними организовать вне зоны нацпарка? Хотя бы в нерестовый период допустить косяк в реки, а то боюсь его там «расхлестают». Достаточно неплохой косяк идет, — выдвинул предложение один из участников заседания Штаба.

Прозвучало предположение, что руководство «Заповедного Подлеморья» будет не прочь, т. к. нацпарк тоже заинтересован, чтобы в Баргузинском районе была рыба.

В Ангаро-Байкальском ТУ взяли идею на заметку.

Очевидно, в ближайшие дни будут проведены переговоры с «Заповедным Подлеморьем». Прозвучало уверение: «Вопрос порешаем!».

Есть в нерестовый период и еще одна «болевая точка». В районе Подсараево образовался целый городок: съехались люди, автомашины, лодки. И с этим стихийным скоплением надо что-то немедленно делать.

Полицейские сказали, что с этим необходимо разбираться, но на поездку туда у полиции нет горючего.

— Мы готовы помочь ваши лодки, машины заправить. Для того, чтобы эффект от работы был. А то бывало возьмут ГСМ и не видно, — решил помочь разогнать этот «лагерь поселенцев-браконьеров» один из участников заседания.

В Улан-Удэ также намечается усиление работы по противодействию продаже нерестовой рыбы.

Справка:

На Оперативном штабе по охране нерестового омуля представители Ангаро-Байкальского ТУ Росрыболовства сообщили, что за неделю в Бурятии они выявили 57 нарушений, изъяли 8 моторных лодок, 6 гребных, 8 резиновых. Сетей изъято 47 штук (почти 2,5 км). Конфисковано 53 кг рыбы. Все материалы переданы в следственные органы.

С начала же нереста выявлено 362 правонарушения, изъято 88 моторных лодок, гребных – 18, резиновых лодок – 56 штук.

Сетей изъято 574 штуки общей длиной 26,6 км. Рыбы изъято 1178 кг. На сотни тысяч рублей наложено штрафов. В органы передано 110 материалов, что больше прошлогодних 66.